Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору

Доклад председателя ГК РБ по жилищному надзору И.Г. Замалетдинова о взаимодействии органа государственного жилищного надзора и общественного контроля

25 Декабря 2013
24
1

Тема выступления: «Взаимодействие органа государственного жилищного надзора и общественного контроля» Уважаемые участники Всероссийской конференции! 
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору осуществляет государственный жилищный надзор над органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными лицами по соблюдению ими жилищного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Кратко информирую Вас о результатах работы Государственного комитета за 8 месяцев текущего года. По результатам проверок выдано 5 600 предписаний на устранение нарушений жилищного законодательства (из которых 58% (3250 предписаний) исполнены), внесено 16 Представлений главам администраций муниципальных образований, вынесено постановлений о назначении штрафов на сумму более 11 миллионов рублей. Кроме этого, по результатам проверок в защиту прав граждан 128 материалов проверок о противоправных действиях направлены для принятия мер в республиканские органы Прокуратуры и Министерство внутренних дел. Только по предписаниям Государственного Комитета управляющими компаниями гражданам произведен перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги на сумму более 62 миллионов рублей. Только в 2013 году Управляющие организации по выданным предписаниям на устранение выявленных нарушений выполнили ремонтные работы на 303 миллиона рублей, и эти деньги возвращены на конкретные дома. Для усиления общественного контроля все проверки проводятся с участием представителей Советов многоквартирных домов и Домовых комитетов. Уважаемые коллеги! В текущем году в Государственный Комитет поступило 9700 обращений по вопросам неудовлетворительной работы управляющих компаний, ненадлежащего содержания общего имущества, по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о раскрытии информации о деятельности управляющей компании и ее прозрачности. И уже на протяжении ряда лет отмечается ежегодный рост числа обращений граждан в 1,5 – 2 раза. Такая же напряженная ситуация наблюдается и в целом по России. Считаю, что эту тревожную тенденцию можно переломить только при четкой, скоординированной работе всех звеньев контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и именно эта цель прослеживается в Программе проводимой сегодня общероссийской конференции. Хочу поделиться с Вами опытом организации в Республике Башкортостан взаимодействия государственного, муниципального и общественного контроля в сфере ЖКХ. Первое. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, к самостоятельным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Федеральное законодательство содержит в функционале органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного жилищного надзора, элементы межотраслевой координации - пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных требований.
Указом Президента республики в мае текущего года Государственная жилищная инспекция преобразована в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору, который является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в его сфере деятельности. В соответствии с возложенными полномочиями, по Поручению Президента республики деятельность Государственного Комитета направлена на создание широкой сети государственного, муниципального и общественного контроля в каждом муниципалитете. О реализации этой главнейшей цели и пойдет речь в моем докладе. Второе. О создании и деятельности органов муниципального жилищного контроля. В 2012 году 93-м и 123-м федеральными законами внесены изменения и дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Даны четкие определения понятиям государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Муниципальный жилищный контроль – это работа органов местного самоуправления по организации и проведению на своей территории проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных федеральным и региональным законодательством в области жилищных отношений.
На Государственный комитет возложены надзорные, можно сказать прокурорские функции в жилищной сфере, в том числе координация работы по организации муниципального жилищного контроля. Для чего принят закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере жилищных отношений» (от 6 декабря 2012 года № 612-з), рассчитана прогнозная численность работников муниципального жилищного контроля, разработаны проекты Административных регламентов по осуществлению муниципального жилищного контроля и их взаимодействия с органом жилищного надзора. Принят закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан “Об административных правонарушениях», этот закон дал право должностным лицам осуществляющим муниципальный жилищный контроль составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 7.21, 7.22, 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных. Составленные протоколы направляются в Комитет для рассмотрения и вынесения решений. Сейчас во всех муниципальных районах и городских округах эти органы созданы, а Государственным Комитетом обеспечивается юридическое сопровождение их деятельности, обучение на практических семинарах для повышения квалификации работников муниципального жилищного контроля. Все поступающие от них предложения внимательно изучаются для оказания им оперативной и действенной помощи, с этой целью на сайте Государственного Комитета создан раздел «В помощь муниципалитетам». Сегодня деятельность органов муниципального жилищного контроля позволяет на местах объективно решать злободневные вопросы жителей, Администрациям «держать руку на пульсе», знать фактическое состояние дел и принимать своевременные, должные меры, упреждать обращения жителей о существующих проблемах в органы власти. В Комитет еженедельно по телефону, на личном приеме по различным вопросам обращаются более 300-сот граждан. И при общении жители дают положительную оценку именно тем органам муниципального контроля, которые начали активную работу и подтверждают, что поступающие к ним вопросы решаются оперативно. Третье. О создании сети общественного контроля. Жилищный кодекс Российской Федерации и ряд подзаконных актов четко прописали ответственность собственников помещений в многоквартирном доме за его надлежащую эксплуатацию. И в этом главнейшая роль возлагается на Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан. Именно на их деятельности должны замкнуться интересы органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных движений, активистов, инициативных групп. Сегодня одной из главных задач является просвещение граждан и осуществление общественного контроля в сфере ЖКХ. Необходимо проводить обучающие семинары для председателей и членов Домовых комитетов, Советов домов, активно приобщать собственников домов разъяснять им об изменениях жилищного законодательства, а также проводить информационную работу по надлежащему содержанию общего имущества дома. Для усиления общественного контроля и взаимодействия с организациями осуществляющими общественный контроль в сфере ЖКХ в Положение о Государственном Комитете внесены изменения наделяющие Комитет полномочиями по созданию межведомственных советов. При Комитете создан Координационный совет по взаимодействию надзорно-контрольных органов и общественного контроля. Для реализации данного проекта подписано соглашение между Комитетом и Региональным Центром общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан, руководитель которого Дубовский Анатолий Николаевич избран заместителем председателя Координационного совета. В рамках реализации соглашения сотрудники Центра будут привлекаться к осуществлению контрольных мероприятий Комитета; предусмотрена координация по организации взаимодействия Центра и органов муниципального жилищного контроля, проведение совещаний, семинаров, создание совместных комиссий и рабочих групп, выработка стратегии по созданию центров общественного контроля при администрациях муниципальных образований (запланировано их создание в 4-м квартале этого года); формирование сети общественных инспекторов из числа инициативных собственников помещений многоквартирных домов. Состав Координационного совета сформирован, в него вошли представители надзорных и контрольных органов, в том числе Прокуратуры и МВД, муниципальных образований, управляющих организаций, ТСЖ, представители общественного контроля, Домовых комитетов и Советов многоквартирных домов. Четвертое. О взаимодействии всех ветвей контроля с организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами. Решение большинства вопросов, поднятых в обращениях, не требует значительных финансовых затрат, и устраняется за счет средств, собираемых по статье «Содержание и ремонт», которых вполне достаточно для надлежащей эксплуатации домов при правильной организации труда работников управляющих и обслуживающих организаций. Жилищным кодексом Российской Федерации домовые комитеты, советы многоквартирного дома наделены широкими правами по контролю за деятельностью управляющих компаний и обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома. Но здесь нужна правовая грамотность - права и обязанности сторон нужно четко прописать в договоре управления многоквартирным домом. И тогда будут исключены факты, когда управляющие компании препятствуют осуществлению Домовыми комитетами, Советами домов своих полномочий в части приемки выполненных работ, снятию показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, предоставлении информации о деятельности управляющей организации. В договоре нужно прописать, что Собственники имеют право требовать от своей компании, какую информацию и в каком объеме. А сейчас, к сожалению, эти возможности почти не используются. И попытки навести порядок в собственном доме оборачиваются хождением по мукам. Управляющие организации не торопятся блюсти закон. К примеру, информация о деятельности управляющей организации должна быть обязательно размещена на портале «Реформа ЖКХ», который, согласно приказу Минрегионразвития, является официальным источником информации о деятельности управляющих компаний. Она должна постоянно обновляться и быть понятной собственнику. Комитетом ведется постоянный мониторинг за соблюдением стандарта и по фактам выявленных нарушений применяются жесткие меры административного воздействия. На сегодня Из 246 управляющих организаций информацию раскрыли все, но в полном объеме, как того требует стандарт - 238, или 97%. Из 132 товариществ собственников жилья, осуществляющих управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией, информацию раскрыли все ТСЖ, но в полном объеме 103, или 78%. С 2012 года управляющим организациям выдано 466 предписаний с требованием раскрыть информацию, из которых 360 исполнены. В отношении 13 управляющих организаций и руководителей 172 организаций вынесены административные постановления на общую сумму более 9,4 млн.руб. о привлечении к ответственности по статье 7.23-1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». А также по материалам Комитета судами вынесены решения о дисквалификации 5 руководителей управляющих организаций. На сайте Комитета ежеквартально размещается информация об управляющих организациях, осуществляющих деятельность с нарушением действующего жилищного законодательства и об управляющих организациях, деятельность которых заслуживает положительной оценки. Она полезна собственникам, которые могут сравнить результаты работы управляющих компаний и принять правильные решения: потребовать улучшения их работы или выбрать другую компанию (другой способ управления многоквартирным домом). Развивая конкуренцию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, создавая рынок управляющих организаций, нам для качественного управления многоквартирными домами необходимо наличие активных граждан. Без них невозможен двухсторонний полноценный диалог между собственником и управляющей организацией. Должен быть не только качественный исполнитель, но и качественный заказчик коммунальных услуг, который сможет и правильно поставить задачу, и проконтролировать ее исполнение надлежащим образом. Так что, в идеале, в каждом доме должна быть группа активистов или, как говорит Светлана Викторовна, « хотя бы одна въедливая старушка». Именно собственники должны взять ключевые вопросы управления жилым домом в свои руки, быть инициаторами решения вопросов, затрагивающих техническое состояние дома. А сейчас управляющие организации пользуясь недостаточной осведомленностью граждан, ищут «лазейки» в законодательстве в сфере управления многоквартирным домом, фактически вынуждают собственников расторгнуть договора управления многоквартирным домом и принять решение о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, заключив с гражданами договор только на обслуживание жилого дома, таким образом уходят от ответственности, как перед собственниками, так и надзорно-контролирующими органами. А собственники, не имея должной квалификации, остаются один на один с проблемами по управлению домом. И этот процесс идет выборочно – управляющие компании пытаются «избавиться» от домов ветхих, затратных по обслуживанию и где есть активные граждане, отстаивающие свои права направлением обращений, жалоб во все инстанции. Учитывая тенденцию ухода от ответственности управляющими организациями, в Правительстве Республики рассматривается вопрос о внесении изменений в кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, определяющих ответственность организаций за ненадлежащее исполнение условий договора по обслуживанию многоквартирных домов. Также на сайте Комитета внедрена функция «Жители оценивают деятельность управляющей организации и ТСЖ» целью которой является оценка работы управляющих организаций и ТСЖ самими жителями. Оценка производится по 5 основным показателям: качество услуг, оперативность, прозрачность деятельности, качество обслуживания, вежливость. По итогам данных оценок ежеквартально Комитетом будет подводиться рейтинг работы управляющих организаций и ТСЖ. Это очень действенный инструмент, который позволит управляющим организациям и ТСЖ увидеть свои слабые стороны в своей деятельности. Дополнительно. Для помощи собственникам многоквартирных домов на официальном сайте Комитета в мае открыта новая рубрика «В помощь жителю». Цель создания данной рубрики является предоставление жителям республики разъяснений по проблемным вопросам, возникающим по обслуживанию дома. Данная рубрика должна осуществлять роль «справочника» для жителей. В ней освещаются наиболее часто возникающие вопросы жителей по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома. Сами вопросы формируются выборочно из обращений поступивших в Комитет от жителей республики, тем самым данная рубрика постоянно обновляется вопросами актуальными на сегодняшний день. Ответы на вопросы даются специалистами Комитета. И эта рубрика популярна у жителей, нашли ответы на вопросы более 3000 жителей. Завершая выступление, еще раз подчеркну: Задача на ближайшее время – это создание и организация взаимодействия широкой сети всех форм контроля в сфере ЖКХ, с активным участием общественности, что напрямую связано с исполнением 600-го Указа Президента России, что позволит снять напряженность в обществе и укрепить доверие к власти. От того, насколько эффективно будут работать органы государственного жилищного надзора, от того, как будет организовано взаимодействие этих органов с органами муниципального жилищного контроля, общественного контроля и другими участниками жилищных отношений – зависит эффективность реформы жилищно-коммунального хозяйства, а в итоге комфортное проживание и доверие граждан в целом. И это задачи Российского масштаба. Благодарю за внимание.