Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору

Доклад председателя ГК РБ по жилищному надзору И.Г. Замалетдинова о ходе реализации законодательства в сфере обеспечения защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг и муниципального контроля в Республике Башкортостан

25 Декабря 2013
25
0

 «О ходе реализации законодательства в сфере обеспечения защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг и муниципального контроля в Республике Башкортостан» 4 июня 2013г.

Во исполнение требований Федеральных законов № 123-ФЗ, № 93-ФЗ, Закона Республики Башкортостан от 6 декабря 2012г. № 612-з, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору является координатором по решению вопроса создания и деятельности в республике органов муниципального жилищного контроля. В мае текущего года Инспекция преобразована в республиканский Комитет по жилищному надзору, и в докладе о деятельности органа государственного жилищного надзора я буду называть Госжилинспекцию там, где идет речь о деятельности до мая, и Комитет – о деятельности после мая текущего года.
В соответствии с предоставленными полномочиями, мы активно включилась в работу по созданию органов муниципального жилищного контроля по нескольким направлениям.
1. Инспекция республики и Инспекция Московской области разработали проекты законов о взаимодействии органов регионального государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, и выступили с законодательными инициативами по созданию органов муниципального жилищного контроля. Инспекция совместно с комитетом по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан подготовила проект закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере жилищных отношений» и этот республиканский закон от 6 декабря 2012 года № 612-з вступил в силу с 1 января текущего года.
2. Исполнение названного закона Республики Башкортостан требует разработки и утверждения органами местного самоуправления штатной численности сотрудников органов муниципального жилищного контроля в муниципальных районах и городских округах республики.
Инспекцией с учетом практики проведения инспекционных проверок рассчитана прогнозная численность работников муниципального жилищного контроля в зависимости от общей площади жилых домов, в том числе находящиеся в муниципальной собственности, количества обращений поступивших в органы местного самоуправления, в соответствии с полномочиями которые на них возложены Федеральными законами – я их повторю - 123-м, 242-м, 93-м, 131-м, 261-м, постановлениями Правительства Российской Федерации № 731, 354 и с учетом рекомендаций Министерства регионального развития России (письмо № 23554-ВК/14 от 06.09.2012г.) органам местного самоуправления по утверждению норматива штатной численности сотрудников органов жилищного контроля, обеспечивающего выполнение функций, предусмотренных статьей 20 и частью 11 статьи 165 Жилищного кодекса. При этом прогнозная численность работников, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, составляет: - при общей площади жилых домов до 500 тыс.кв.метров – 1 человек; от 500 до 1200 тыс.кв.метров – 2 человека; свыше 1200 тыс.кв.метров – 3 и более человека. В целях начала осуществления муниципального жилищного контроля в кратчайшие сроки, расчет прогнозной численности работников, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, направлен Инспекцией в Министерство финансов республики, при этом суммарная расчетная численность этих органов составила по республике 102 человека. Всем главам администраций районов и городов Инспекцией в ноябре 2012 года направлена информация о необходимости в кратчайшие сроки провести организационные мероприятия, в том числе утвердить нормативы штатной численности сотрудников органов жилищного контроля и определить кандидатуры на эти должности. 3. Инспекцией разработан приказ «Об утверждении административного регламента взаимодействия Госжилинспекции и органов муниципального жилищного контроля» и Административный регламент взаимодействия, которые направлены в Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов на государственную регистрацию. 4. Инспекцией разработаны проект постановления «Об утверждении административного регламента муниципального жилищного контроля» и проект административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля с Приложениями – это полный комплект документов для организации и проведения инспекционных проверок – ( формы предписания, акта проверки и акта проверки исполнения мероприятий по предписанию, распоряжение о проведении проверки и проверки исполнения мероприятий по предписанию, проверки физического лица, заявление о согласовании проверки с органами прокуратуры, уведомление о проведении проверки, запрос) и эти документы в декабре 2012 года направлены всем главам для применения в работе. 5. В Правительство республики внесен проект закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан “Об административных правонарушениях», который в настоящее время принят. Этим законом предусмотрено право должностных лиц осуществляющих муниципальный жилищный контроль составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 7.21, 7.22, 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – это статьи по содержанию, ремонту жилищного фонда, перепланировкам и обеспечению населения коммунальными услугами. Протоколы будут направляться в Инспекцию для рассмотрения и вынесения решений. Сейчас в Республике Башкортостан, Московской и Рязанской области реализуются пилотные проекты в данном направлении, результаты которых будут распространены на все субъекты Российской Федерации. Статьей 20 Жилищного кодекса определены понятия государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля:
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований жилищного законодательства в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
установленных в соответствии с жилищным законодательством… требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах… посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В ходе проведения коллегии Госжилинспекции Первым заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Р.С.Нугумановым указано Администрациям муниципальных районов и городских округов на необходимость принятия действенных мер по исполнению требований названных Законов, по созданию и организации работы органов муниципального жилищного контроля в срок до 1 мая 2013 года. Данное требование внесено в Решение коллегии Госжилинспекции РБ. Пунктом 2 Решения коллегии определено: Инспекции в апреле-мае 2013 года организовать обучающий семинар органов муниципального жилищного контроля. Семинар проведен 26 апреля, на него прибыли работники из 42-х муниципальных районов и 16 городских округов республики – муниципальные жилищные инспекторы, работники отделов, совмещающие функции муниципальных жилищных инспекторов, заместители глав муниципалитетов – всего 96 человек. Мною для участников семинара представлена информация об изменениях в жилищном законодательстве, которые направлены на создание органов муниципального жилищного контроля и усилении полномочий органов жилищного надзора. Для участников семинара особо подчеркнуто, что цель проводимого семинара – совещания – установить тесное взаимодействие между контролирующими и надзорными органами, определить дальнейшие направления совместных действий, проведение совместных инспекционных проверок, это и обучение, и обмен опытом. Все предложения, которые будут поступать от органов муниципального жилищного контроля, будут внимательно изучены с целью оказания им оперативной и действенной помощи, наша задача как можно оперативнее решать все вопросы, связанные с эксплуатацией и содержанием жилищного фонда, по обеспечению устранения всех нарушений, указанных населением в их обращениях. В ходе семинара начальники отделов Инспекции выступили с докладами об основных положениях жилищного законодательства, приведены примеры судебной практики, рассмотрены основные разделы примерного договора управления многоквартирным домом; представлена информация о результатах нарушений, выявляемых Инспекцией по вопросам предоставления коммунальных услуг гражданам, информация об основных положениях постановлений Правительства РФ № 354 и № 344. Рассмотрена практика проведения инспекционных проверок с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ, порядок организации плановых и внеплановых проверок. На экране показаны характерные нарушения, выявляемые в ходе инспектирования и изложены основные требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Представлен опыт подготовки и проведения инспекционных проверок, составления протоколов об административных правонарушениях. Сформирован пакет документов, необходимый при подготовке и проведении инспекционных проверок, эти материалы показаны на экране в ходе проведения семинара-совещания, а также розданы участникам семинара на компакт-дисках. Эти материалы также размещены на сайте Инспекции в разделе «В помощь муниципалитетам». Этот раздел и в дальнейшем будет наполняться нормативными документами и другими материалами, необходимыми органам муниципального жилищного контроля для практической работы. Я повторюсь: В республике одной из первых среди субъектов России принят закон 612-з от 6 декабря 2012 года, законодательно регулирующий деятельность органов муниципального жилищного контроля и их взаимодействие с органом регионального государственного жилищного надзора. Также по инициативе инспекции в Госсобрании – Курултае Республики Башкортостан принят в трех чтениях и издан Закон Республики Башкортостан, наделяющий органы муниципального жилищного контроля полномочиями по составлению административных протоколов по статьям 7.21 – 7.23 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассматривать составленные дела об административных правонарушениях будет Комитет. Этим созданы все необходимые условия для эффективной, полноценной работы органов муниципального жилищного контроля. На 1 июня текущего года созданы органы муниципального жилищного контроля в 17 городах и 47-ми районах республики. Органы не созданы в городах Стерлитамак и Межгорье, и в 7-ми районах Архангельском, Благоварском, Буздякском, Бурзянском, Дуванском, Уфимском и Чекмагушевском, чуть позже скажу о них подробнее. Приведу положительные примеры - это итоги активно проведенных организационных мероприятий. В администрации города Октябрьский создан отдел коммунального хозяйства и жилищного контроля в составе трех специалистов – главный инспектор и 2 ведущих инспектора. С марта месяца по обращениям граждан о невыполнении управляющими организациями обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, проведено 20 выездных проверок, составлено 9 предписаний с требованием устранить выявленные нарушения. В администрации города Белебей введены 2 штатные единицы – главный специалист – руководитель службы и главный специалист – главный инженер. С февраля по май в орган поступило 12 обращений граждан, по которым проведено 9 проверок, выдано 7 предписаний, из которых 5 исполнено в установленные сроки, а 2 предписания с установленными более длительными сроками остаются на контроле. Калтасинский район: с 1 апреля в администрации введена штатная единица ведущего инспектора по муниципальному контролю, которым рассмотрено три обращения жителей с выездом на место. В названных городах активно разрабатываются Графики плановых проверок на 2014 год, а Хайбуллинский район уже представил в Комитет проект плана совместных проверок юридических лиц, управляющих жилыми домами. Подчеркиваю – всеми органами муниципального жилищного контроля до 1 июля Проекты Планов должны быть представлены в республиканский Комитет по жилищному надзору для согласования совместных проверок в органах Прокуратуры. Активность по обучению специалиста муниципального контроля проявляет администрация Бирского района. По их просьбе специалист прибыл на 2 дня в Уфу для прохождения практического обучения инспектированию. Я назвал положительные примеры. К сожалению, не везде вопрос создания и деятельности органов муниципального жилищного контроля решается должным образом. Межгорье: Начала работы органа планируется в 3-м квартале; Стерлитатамак – с 1 июля; Чекмагушевский район – с 15 июля; Архангельский район – планируют в июне, и отодвигают дату начала работы органа неоднократно с весны, нет никакой гарантии, что в июне этот вопрос решат окончательно. Это прямое неисполнение республиканского закона № 612-з, муниципальный контроль должен работать с начала этого года, без всяких проволочек! Благоварский район: заместитель главы района Т.Ф.Мустаев рапортует, что полномочия муниципального жилищного контроля будут осуществляться специальными комиссиями. Не нужно выдумывать то, что идет вразрез с требованиями республиканского закона № 612-з. Буздякский район: Подбор кадров на должность, конкретный срок начала работы не определен. Бурзянский, Дуванский, Уфимский районы: органы муниципального жилищного контроля не созданы, дата начала работы не определена. В Уфе и Краснокамском районе органы муниципального контроля приступят к работе в июне. Особо следует остановиться на тех районах, где приняты решения о создании органов муниципального жилищного контроля в сельских поселениях, как правило это совмещение, обязанности возложены на юристов, землеустроителей. Это 6 районов – Абзелиловский (инженеры – землеустроители), Балтачевский, Куюргазинский, Татышлинский, Туймазинский (юристы) и Шаранский (юристы). Нужно признать – на таких условиях орган нормально работать не будет. Необходимо в кратчайшие сроки решать вопрос о передаче полномочий в администрацию района, с возложением обязанностей на штатного специалиста, но не совмещение должностных обязанностей. Это нужно сделать юридически грамотно, в рамках подписанных соглашений. Решение о совмещении должностных обязанностей приняты в городе Кумертау (возложены обязанности на начальника отдела строительства), и в 25 районах: Аскинский (зам.главы администрации!) Аургазинский (специалист в отделе экономики) Баймакский Белокатайский Белорецкий Бижбулякский (Главный архитектор!) Благовещенский Бураевский Давлекановский Ермекеевский Зилаирский (Главный архитектор!) Илишевский Кигинский (юрист) Кугарчинский Кушнаренковский Мечетлинский Мишкинский Миякинский (специалист отдела сельского хозяйства!) Нуримановский Стерлибашевский Стерлитамакский Учалинский (землеустроитель) Федоровский Хайбуллинский Чишминский Это формальный подход к исполнению республиканского и федерального законодательства. Неужели у заместителя главы администрации, главного архитектора, специалиста сельского хозяйства, специалиста отдела экономики нагрузка по основной должности дает возможность ещё и полноценно совмещать функции муниципального контроля? Ответ очевиден – однозначно НЕТ! Еще раз подчеркиваю – эффективный, действенный орган муниципального жилищного контроля должен быть создан только из штатных сотрудников, на должностях муниципального жилищного контроля. С теми, кто этого понять не хочет, у Комитета разговор будет коротким – в ближайшее время вынесем представление главам, есть у нас и еще более мощные рычаги. Никого не пугаю, но время уговоров прошло. Почему в городе Октябрьском, в Белебеевском районе и в ряде других районов и городов процесс идет в нужном направлении, а где-то мы видим бездействие, если не назвать это «тихий саботаж»? Уверяю Вас, Комитет в этом вопросе разберется и поставит точку. В ближайших планах Комитета проведение для органов муниципального жилищного контроля кустовых совещаний с участием представителей Прокуратуры (согласование на их участие получено). Совещания пройдут в городах Уфа, Нефтекамск, Туймазы, Салават (проведем уже на этой неделе), Сибай. По запросу Комитета, администрации районов и городов предоставляют списки и контактные телефоны работников органов муниципального контроля, которых мы будем активно приглашать на инспекционные проверки, в целях обучения в рамках взаимодействия. Завершая выступление, подчеркну: создание органов муниципального жилищного контроля – это веление времени. От того, насколько эффективно будет работать этот орган, от того, как будет организовано взаимодействие с органом регионального жилищного надзора, другими участниками жилищных отношений – зависит оценка гражданами эффективности реформы жилищно-коммунального хозяйства, а в итоге и доверие граждан к республиканским и федеральным органам власти. Благодарю за внимание.