Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору

Доклад председателя ГК РБ по жилищному надзору И.Г. Замалетдинова о организации органов муниципального жилищного контроля и их взаимодействие с Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору

25 Декабря 2013
28
1

по вопросу «О ходе реализации законодательства в сфере обеспечения защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг и муниципального контроля в Республике Башкортостан» 4 июня 2013г. Тема выступления: «Организация органов муниципального жилищного контроля и их взаимодействие с Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору»

Уважаемый Константин Борисович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Госкомитет осуществляет государственный жилищный надзор над органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными лицами за исполнением жилищного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Информирую Вас о результатах работы Комитета за 5 месяцев текущего года. В Комитет поступило около (с января 2012г. по 1 июня 2013г. поступило 16 000 обращений) 7 000 обращений по вопросам неудовлетворительной работы управляющих компаний, ненадлежащего содержания общего имущества, по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и нарушения при предоставлении коммунальных услуг. В ходе проверок выявлено более (с января 2012г. по 1 июня 2013г. поступило 64 000 нарушений) 18 500 нарушений по технической эксплуатации жилищного фонда и обеспечению коммунальными услугами, выдано около (с января 2012г. по 1 июня 2013г. поступило 10 300 предписаний) 3 000 предписаний на устранение нарушений жилищного законодательства, внесено (с января 2012г. по 1 июня 2013г. поступило 45 представлений) 15 Представлений главам администраций муниципальных образований, возбуждено (с января 2012г. по 1 июня 2013г. поступило 1740 дел) 350 дел об административных правонарушениях. По материалам проверок судами вынесены решения о дисквалификации 3 руководителей управляющих организаций. По результатам выявленных нарушений при начислении платежей за жилое помещение и коммунальные услуги управляющим организациям выданы предписания (с января 2012г. по 1 июня 2013г. более 700) о приведении начислений платежей в соответствие с действующим законодательством. Гражданам произведен перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму более 54 млн. руб. в связи с исполнением выданных предписаний. Управляющие организации по выданным предписаниям на устранение выявленных нарушений произвели работы на общую сумму (с января 2012г. по 1 июня 2013г. поступило 600 млн.руб.) 72 млн.руб. и эти деньги возвращены на конкретные дома. Кроме этого, по результатам проверок в защиту прав граждан 450 материалов проверок о противоправных действиях направлены для принятия мер в надзорные и контролирующие органы. Для усиления общественного контроля все проверки проводятся с участием Домовых комитетов и представителей Советов многоквартирных домов. По делам административных правонарушений вынесено постановлений о назначении штрафов на общую сумму около (с января 2012г. по 1 июня 2013г. поступило 25 млн.руб.) 6 млн.руб. Во исполнение требований Федеральных законов 123, 93, Закона Республики Башкортостан 612-з, Комитет является координатором создания и деятельности в республике органов муниципального жилищного контроля. В соответствии с предоставленными полномочиями, мы активно включились в работу по организации создания органов муниципального жилищного контроля по нескольким направлениям. Комитет Республики Башкортостан и Главное Управление жилищной инспекции Московской области разработали проекты законов о создании органов муниципального жилищного контроля и о взаимодействии органов регионального государственного жилищного надзора, которые были взяты за основу и приняты в субъектах Российской Федерации. Госкомитет совместно с Комитетом по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан подготовили проект закона республики «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере жилищных отношений» и закон от 6 декабря 2012 года № 612-з вступил в силу с 1 января текущего года. Исполнение названного закона требует разработки и утверждения органами местного самоуправления штатной численности сотрудников органов муниципального жилищного контроля в муниципальных районах и городских округах республики. По просьбе Министерства финансов республики с учетом практики проведения инспекционных проверок рассчитана прогнозная и рекомендуемая численность работников муниципального жилищного контроля в зависимости от общей площади жилых домов, в том числе находящиеся в муниципальной собственности, количества обращений поступивших в органы местного самоуправления, в соответствии с полномочиями которые на них возложены Федеральными законами – я их повторю - 123-м, 242-м, 93-м, 131-м, 261-м, постановлениями Правительства Российской Федерации № 731, 354 и с учетом рекомендаций Министерства регионального развития России (письмо № 23554-ВК/14 от 06.09.2012г.) органам местного самоуправления по утверждению норматива штатной численности сотрудников органов жилищного контроля, обеспечивающего выполнение функций, предусмотренных статьей 20 и частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса. При этом прогнозная численность работников, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, составляет: - при общей площади жилых домов до 500 тыс.кв.метров – 1 человек; от 500 до 1200 тыс.кв.метров – 2 человека; свыше 1200 тыс.кв.метров – 3 и более человека. Всем главам администраций районов и городов Госкомитетом в ноябре 2012 года направлена информация о необходимости в кратчайшие сроки провести организационные мероприятия, в том числе утвердить нормативы штатной численности сотрудников органов муниципального жилищного контроля и определить кандидатуры на эти должности. Был разработан Административный регламент взаимодействия Госкомитета по жилищному надзору и органов муниципального жилищного контроля, который направлен в Управление по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов на государственную регистрацию. Разработан и принят закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан “Об административных правонарушениях», который в настоящее время принят. Этим законом муниципальные жилищные инспектора наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 7.21, 7.22, 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – это статьи по содержанию, ремонту жилищного фонда, перепланировкам и обеспечению населения коммунальными услугами. Протоколы будут направляться в Комитет для рассмотрения. Сейчас в Республике Башкортостан, Московской и Рязанской областях реализуются пилотные проекты в данном направлении, результаты которых будут распространены на все субъекты Российской Федерации. В ходе проведения коллегии Госкомитета, в котором принял участие главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации Николай Афанасьевич Васютин рекомендовано Администрациям муниципальных районов и городских округов в срок до 1 мая завершить организацию создания органов муниципального жилищного контроля. Госкомитетом 26 апреля проведен семинар-обучение, на него прибыли представители 42-х муниципальных районов и 16 городских округов республики – муниципальные жилищные инспекторы, работники отделов, совмещающие функции муниципальных жилищных инспекторов, заместители глав муниципалитетов. Для участников семинара особо подчеркнуто, что цель проводимого семинара – совещания – установить тесное взаимодействие между контролирующими и надзорными органами, определить дальнейшие направления совместных действий, проведение совместных инспекционных проверок, это и обучение, и обмен опытом. Все предложения, которые будут поступать от органов муниципального жилищного контроля, будут внимательно изучены с целью оказания им оперативной и действенной помощи, наша задача как можно оперативнее решать все вопросы, связанные с эксплуатацией и содержанием жилищного фонда, по обеспечению устранения всех нарушений, указанных населением в их обращениях. На семинаре приведены примеры судебной практики, рассмотрены основные разделы примерного договора управления многоквартирным домом; информация об основных положениях постановлений Правительства России № 354 и 344. Рассмотрена практика проведения инспекционных проверок с соблюдением требований Федерального закона 294, порядок организации плановых и внеплановых проверок. Характерные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Приведены примеры составления протоколов об административных правонарушениях. Сформирован пакет документов, необходимый при проведении проверок. Эти материалы размещены на сайте Комитета в разделе «В помощь муниципалитетам». Этот раздел и в дальнейшем будет наполняться нормативными документами и другими материалами, необходимыми органам муниципального жилищного контроля для практической работы. Информирую Вас об исполнении закона республики. На 1 июня текущего года созданы органы муниципального жилищного контроля в 17 городах и 47-ми районах. Органы не созданы в городах Стерлитамак и Межгорье, и в 7-ми районах Архангельском, Благоварском, Буздякском, Бурзянском, Дуванском, Уфимском и Чекмагушевском. Приведу положительные примеры - это итоги активно проведенных организационных мероприятий. В администрации города Октябрьский создан отдел коммунального хозяйства и жилищного контроля в составе трех специалистов – главный инспектор и 2 ведущих инспектора. С марта месяца по обращениям граждан о невыполнении управляющими организациями обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, проведено 20 выездных проверок, составлено 9 предписаний с требованием устранить выявленные нарушения. В администрации города Белебей введены 2 штатные единицы – главный специалист – руководитель службы и главный специалист – главный инженер. С февраля по май поступило 12 обращений граждан, по которым проведено 9 проверок, выдано 7 предписаний, из которых 5 исполнено в установленные сроки, а 2 предписания находятся на контроле. Калтасинский район: с 1 апреля в администрации введена штатная единица ведущего инспектора по муниципальному контролю, которым рассмотрено три обращения жителей с выездом на место. В названных городах активно разрабатываются Графики плановых проверок на 2014 год, а Хайбуллинский район уже представил в Комитет проект плана совместных проверок юридических лиц, управляющих жилыми домами. Подчеркиваю – всеми органами муниципального жилищного контроля до 1 июля Проекты Планов должны быть представлены в Комитет по жилищному надзору для согласования совместных проверок в органах Прокуратуры республики. Активность по обучению специалиста муниципального контроля проявляет администрация Бирского района. По их просьбе специалист прибыл на 2 дня в Уфу для прохождения практического обучения инспектированию. В Кармаскалинском районе назначен инспектор, а в целях оперативности был приобретен автомобиль. Я назвал положительные примеры. К сожалению, не везде вопрос создания и деятельности органов муниципального жилищного контроля решается должным образом. Межгорье: Начала работы планируется в 3-м квартале; Стерлитатамак – с 1 июля; Чекмагушевский район – с 15 июля; Архангельский район – планируют в июне, и отодвигают дату начала работы неоднократно с весны, нет никакой гарантии, что в июне этот вопрос решат окончательно. Это прямое неисполнение закона республики и федеральных законов, муниципальный контроль должен работать с начала этого года, без всяких проволочек! Благоварский район: заместитель главы района Т.Ф.Мустаев рапортует, что полномочия муниципального жилищного контроля будут осуществляться специальными комиссиями. Не нужно выдумывать то, что идет вразрез с требованиями закона 612-з. Бурзянский, Дуванский, Уфимский, Буздякский районы: Подбор кадров на должность, конкретный срок начала работы не определен. В Уфе и Краснокамском районе органы муниципального контроля приступят к работе в июне. Особо следует остановиться на тех районах, где приняты решения о создании органов муниципального жилищного контроля в сельских поселениях, как правило это совмещение, обязанности возложены на юристов, землеустроителей. Это 6 районов – Абзелиловский (инженеры – землеустроители), Балтачевский, Куюргазинский, Татышлинский, Туймазинский и Шаранский (юристы). Нужно признать – на таких условиях муниципальный орган нормально работать не будет. Необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос о передаче полномочий в администрацию района, с возложением обязанностей на штатного специалиста, но не совмещение должностных обязанностей. Это нужно сделать юридически грамотно, в рамках подписанных соглашений. Решение о совмещении должностных обязанностей приняты в городе Кумертау (возложены обязанности на начальника отдела строительства), и в 23 районах. Здесь обязанности возложены на заместителей глав администраций, главных архитекторов, специалистов в отделах экономики и юристов: Аскинский (зам.главы администрации!) Аургазинский (специалист в отделе экономики) Баймакский Белокатайский Белорецкий Бижбулякский (Главный архитектор!) Благовещенский Бураевский Давлекановский Ермекеевский Зилаирский (Главный архитектор!) Илишевский Кигинский (юрист) Кугарчинский Кушнаренковский Мечетлинский Мишкинский Нуримановский Стерлибашевский Стерлитамакский Федоровский Хайбуллинский Чишминский Это формальный подход к исполнению республиканского и федерального законодательства. Неужели у заместителя главы администрации, главного архитектора, специалиста сельского хозяйства, специалиста отдела экономики нагрузка по основной должности дает возможность ещё и полноценно совмещать функции муниципального контроля? Ответ очевиден – однозначно НЕТ! Еще раз подчеркиваю – эффективный, действенный орган муниципального жилищного контроля должен быть создан только из штатных сотрудников, на должностях муниципального жилищного контроля, как того требует законодательство. Почему в городе Октябрьском, в Белебеевском районе и в ряде других районов и городов процесс идет в нужном направлении, а где-то мы видим бездействие или нежелание органов местного самоуправления решать этот вопрос ? Будем разбираться. В ближайших планах Госкомитета проведение для органов муниципального жилищного контроля кустовых совещаний с участием представителей Прокуратуры республики (согласование на их участие получено). Совещания пройдут в городах Уфа, Нефтекамск, Туймазы, Сибай, Салават. Завершая выступление, подчеркну: создание органов муниципального жилищного контроля – это веление времени. От того, насколько эффективно будет работать этот муниципальный орган, от того, как будет организовано взаимодействие с органом государственного жилищного надзора, другими участниками жилищных отношений – зависит оценка гражданами эффективности реформы жилищно-коммунального хозяйства, а в итоге и доверие граждан в целом к органам власти. Благодарю за внимание.