Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору

Доклад председателя ГК РБ по жилищному надзору И.Г. Замалетдинова о противодействии нарушениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществление контроля за расходованием бюджетных средств и средств граждан в Республике Башкортостан

25 Декабря 2013
55
-1

Вопрос рассматриваемый на совещании: «Противодействие нарушениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществление контроля за расходованием бюджетных средств и средств граждан в Республике Башкортостан»
Место и дата проведения совещания: Приемная Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан, г. Уфа, ул. Цюрупы, 100 27 сентября 2013г. в 15.00 часов
Тема выступления: «Противодействие нарушениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении государственного жилищного надзора и взаимодействии органа государственного жилищного надзора с республиканскими надзорными, контролирующими органами, органами муниципального жилищного контроля и общественного контроля» Уважаемый Петр Николаевич, уважаемые участники координационного совещания!
,
Государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации получили дополнительные полномочия по контролю, надзору в жилищной сфере, такие как контроль за правильностью создания и деятельности товариществ собственников жилья, избрания председателя и членов правления, соответствие устава ТСЖ требованиям законодательства, соблюдение управляющими компаниями стандарта раскрытия информации и другие вопросы.
В 2012 году 93-м и 123-м федеральными законами внесены изменения и дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Даны четкие определения понятиям государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль. На Государственный комитет возложены надзорные функции в жилищной сфере и конечно, главным направлением нашей работы является, как плановое, так и внеплановое инспектирование жилищного фонда, надзор за качеством предоставления жилищных и коммунальных услуг гражданам, за соблюдением жилищного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления и всеми участниками в сфере жилищно-коммунальных отношений независимо от форм собственности, а так же возложена координация работы по организации общественного контроля и муниципального жилищного контроля в республике.
В настоящее время работа осуществляется по направлениям, о которых хочу Вас проинформировать.
Первое. Результаты инспекционных проверок.
В ходе проверок выявлено 34321 нарушение по технической эксплуатации жилищного фонда и обеспечению коммунальными услугами, из которых основные: 57% - техническое состояние конструктивных элементов и ненадлежащее предоставление коммунальных услуг; 30% – начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги; По результатам инспекционных проверок управляющим организациям и предприятиям, обслуживающим жилищный фонд, собственникам жилых помещений выдано 5674 предписаний на проведение мероприятий по устранению нарушений действующих правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, 25 Представлений главам администраций муниципальных образований, возбуждено 758 дел об административном правонарушении, вынесено административных штрафов на сумму более 12 миллионов рублей. По результатам выявленных нарушений при начислении платежей за жилое помещение и коммунальные услуги управляющим организациям выдано 523 предписания о приведении начислений платежей в соответствие с действующим законодательством. Произведен перерасчет гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги начиная с ноября 2012 года на сумму более 63-х миллионов рублей. Управляющие организации по выданным предписаниям на устранение выявленных нарушений произвели работы на 470 миллионов рублей, и эти суммы вернулись на конкретные дома. Для усиления общественного контроля все проверки проводятся с участием представителей Советов многоквартирных домов и Домовых комитетов. В Комитет поступило более 10000 обращений, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2012 года. Следует сказать, что такая же напряженная ситуация наблюдается и в целом по России. Считаю, что эту тревожную тенденцию можно переломить только при четкой, скоординированной работе всех звеньев контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, активности граждан и их грамотности в вопросах управления многоквартирным домом. Статистика поступивших в Госкомитет обращений показывает: 52% - по вопросам управления жилищным фондом (неудовлетворительной работы управляющих компаний) и ненадлежащего содержания общего имущества; 30% – по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. ( города - Уфа 7395 (Советский – 1549, Октябрьский – 1481, Орджоникидзевский – 1288, Кировский - 1258, Калининский – 1171, Ленинский – 388, Демский – 260), Стерлитамак – 653, Октябрьский – 272, Салават – 245, Нефтекамск – 132, Дюртюли – 94, Сибай – 87, Мелеуз – 75, Белорецк – 60, Благовещенск – 54, Туймазы – 50, Белебей – 49, Янаул – 47, Ишимбай – 40, Кумертау – 38, Бирск – 28, Межгорье – 21, Давлеканово – 19, Баймак – 11, районы - Уфимский – 81, Кармаскалинский – 32, Учалинский – 26, Альшеевский – 25, Чишминский – 22, Краснокамский – 22, Белебеевский – 19, Стерлитамакский – 17, Белорецкий – 14, Туймазинский – 11, Илишевский – 10, Иглинский – 8 и другие.) 2. Надзор за исполнением управляющими компаниями стандарта раскрытия информации. Решение большинства вопросов, поднятых в обращениях, не требует значительных финансовых затрат, и устраняется за счет средств, собираемых по статье «Содержание и ремонт», которых вполне достаточно для надлежащей эксплуатации домов при правильной организации труда работников управляющих и обслуживающих организаций. Собственники должны знать, что они имеют право требовать от своей компании, какую информацию и в каком объеме. И активно решать эти вопросы на общих собраниях, это право закреплено Жилищным кодексом. Но люди эти возможности почти не используют. А те, кто пытается навести порядок в собственном доме оборачивается хождением по мукам. Управляющие организации тоже не торопятся блюсти закон. К примеру, информация о деятельности управляющей организации должна быть обязательно размещена на портале «Реформа ЖКХ», который, согласно приказу Минрегионразвития, является официальным источником информации о деятельности управляющих компаний. Она должна постоянно обновляться и быть понятной собственнику. Комитетом ведется постоянный мониторинг за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на сайте «Реформа ЖКХ» и по фактам выявленных нарушений применяются жесткие меры административного воздействия.
На сегодня из 247 организаций, осуществляющих деятельность в республике по управлению многоквартирными домами, информацию раскрыли в полном объеме - 244, или 98%. Из 135 товариществ собственников жилья, осуществляющих управление многоквартирным домом, информацию раскрыли в полном объеме 117, или 86%.
С апреля 2012 года управляющим организациям выдано 474 предписания с требованием устранить нарушение – неполное раскрытие информации, из которых 360 исполнены, 114 предписаний остаются на контроле согласно установленным срокам. В отношении 13 управляющих организаций и руководителей 172 организаций вынесены административные постановления на общую сумму более 10 миллионов рублей. о привлечении к ответственности по статье 7.23-1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». По материалам Комитета судами вынесены решения о дисквалификации 5 руководителей управляющих организаций. По оценке Фонда содействия реформированию ЖКХ, Республика Башкортостан занимает передовые позиции по раскрытию информации управляющими организациями и ТСЖ. В то же время, проводимые Госкомитетом проверки соблюдения стандарта раскрытия информации показывают, что есть еще нерешенные вопросы. В третьих. Проверка товариществ собственников жилья. Рассмотрены Уставы, протоколы общих собраний собственников помещений по выбору всех 1972 ТСЖ, действующих на территории Республики Башкортостан. По результатам проверок 1296 ТСЖ выданы предписания на устранение выявленных нарушений – это несоответствие Уставов ТСЖ, внесенных изменений в уставы ТСЖ требованиям законодательства РФ, и принято решение о ликвидации 390 ТСЖ. Проверено 111 управляющих организаций, 62 иска направлено в суды о признании недействительными договора управления многоквартирными домами, из них 35 удовлетворены.
Четвертое направление работы – создание и организация работы органов муниципального жилищного контроля.
Статьей 20 Жилищного кодекса РФ дано понятие муниципального жилищного контроля.
(Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.) – на экране.
С 1 января текущего года вступил в силу закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере жилищных отношений» (от 6 декабря 2012 года № 612-з).
Исполнение названного закона потребовало проведение ряда организационных мероприятий.
С учетом практики проведения инспекционных проверок Комитетом рассчитана прогнозная численность работников муниципального жилищного контроля, который был учтён Министерством финансов республики, при расчете численности сотрудников муниципалитетов.
Комитетом были разработаны проекты Административных регламентов по осуществлению муниципального жилищного контроля и их взаимодействия с органом жилищного надзора с Приложениями. Принят закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан “Об административных правонарушениях», этот закон дал право должностным лицам осуществляющим муниципальный жилищный контроль составлять протоколы об административных правонарушениях (по статьям 7.21, 7.22, 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – это статьи по содержанию, ремонту жилищного фонда, перепланировкам и обеспечению населения коммунальными услугами. Составленные протоколы направляются в Комитет для рассмотрения и вынесения решений. В апреле Комитетом проведена коллегия, где рассмотрен вопрос о создании органов муниципального жилищного контроля. Проведены 2 обучающих семинара. В июле Комитетом проведены кустовые совещания в городах Дюртюли, Октябрьский, Салават, Сибай и Уфа, где еще раз рассмотрены организационные вопросы по созданию органов муниципального жилищного контроля и практические вопросы их деятельности. Таким образом, были приняты все необходимые меры по созданию и организации деятельности органов муниципального контроля. На сегодняшний день положение следующее:
Созданы органы муниципального жилищного контроля в 20 городах и 53-х районах республики. В Межгорье и Бурзянском районе все организационные вопросы будут окончательно решены в сентябре и в 4-м квартале начнут работу. Приведу положительные примеры. В Администрации городского поселения город Белебей введены 2-е штатные единицы и в городском поселении Приютовский поссовет Белебеевского района введена отдельная штатная единица – ведущего инспектора по муниципальному жилищному контролю. По состоянию на 25 сентября к ним поступило более 50 обращений граждан, по которым проведены проверки, выдано 40 предписаний по устранению нарушений, из которых 35 исполнено в установленные сроки. В администрации города Октябрьский в штат отдела коммунального хозяйства и жилищного контроля введены три инспектора. За период с 28 марта по 25 сентября по обращениям граждан о невыполнении управляющими организациями обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, проведено 70 выездных проверок, составлены предписания с требованием устранить выявленные нарушения. Рассмотрено 40 обращений. Активно обучаются практическим навыкам инспектирования и участвуют в проведении внеплановых проверок совместно с инспекторами ГосКомитета муниципальные жилищные инспектора городов Бирск, Сибай, Альшеевского, Федоровского, Хайбуллинского и Кармаскалинского районов. Как обстоят дела в крупнейших городах республике – Уфе и Стерлитамаке? Уфа: Создан отдел муниципального контроля при Администрации города Уфы, по 3-м инспекторам объявлен конкурс, кандидатуры подобраны, в сентябре начнут работу. Сейчас 6 инспекторов работают, они в штате МБУ УЖХ города Уфы. Стерлитамак: создан отдел, объявлен конкурс на 5 инспекторов, руководством даны твердые заверения, что в ближайшее время начнут работу. Мы ожидаем активное включение их в работу, именно от жителей этих городов поступает наибольшее число обращений, и число их растет, тем более в этих городах Комитет выявляет наибольшее число нарушений. Безусловно, в городе Уфе качество предоставления жилищно-коммунальных услуг на порядок выше, но и требование населения к исполнению управляющими компаниями договорных обязательств – тоже на порядок выше.
К сожалению, не везде вопрос создания и деятельности органов муниципального жилищного контроля решается должным образом. Особо следует остановиться на тех районах, где приняты решения по их созданию в сельских поселениях, как правило, это совмещение, обязанности возложены на заместителей глав администраций, специалистов, юристов сельсоветов. Это в 11-ти муниципальных районов – показаны на экране (Бакалинский, Балтачевский, Белокатайский, Благоварский, Дуванский, Кигинский, Куюргазинский, Мечетлинский, Салаватский, Стерлитамакский и Шаранский районы). В качестве примера: В Мелеузовском районе подготовлен проект решения о передаче части полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля сельских поселений в Администрацию муниципального района. Такое же решение, по нашему мнению, следует принять и в названных выше муниципальных районах. Решение о совмещении должностных обязанностей приняты в администрациях 15-ти районов. Здесь обязанности возложены на главных архитекторов, специалистов в отделах строительства и ЖКХ, экономики: Аургазинский (ведущий специалист отдела экономики и прогнозирования) Баймакский (специалист - землеустроитель городского поселения г. Баймак) Бижбулякский (начальник отдела архитектуры, строительства и ЖКХ) – площадь жилищного фонда 40 тыс.кв.метров Благовещенский (сектор строительства и ЖКХ) Бураевский (главный специалист по строительству и ЖКХ) Зилаирский (главный архитектор) Илишевский район (ведущий специалист по муниципальному, земельному и имущественному контролю) Краснокамский (заведующий сектором по строительству и жизнеобеспечения) – площадь жилищного фонда 178 тыс.кв.метров Кугарчинский (ведущий экономист отдела по экономическому развитию) Кушнаренковский (главный архитектор) Миякинский (ведущий специалист отдела сельского хозяйства) Нуримановский (главный специалист отдела архитектуры и ЖКХ) Татышлинский (главный специалист по ГО и ЧС) Федоровский (начальник отдела жизнеобеспечения и ЖКХ) Хайбуллинский (специалист аппарата Совета, с контролем земельных, имущественных отношений, контроль лесной и за сохранностью автодорог). – площадь жилищного фонда 273 тыс.кв.метров Хочу выразить сомнение: неужели у главного архитектора, специалистов отдела экономики, сельского хозяйства нагрузка по основной должности дает возможность ещё и полноценно совмещать функции муниципального контроля? И самый проблемный вопрос – это квалификация работников муниципального жилищного контроля. Активно включились в работу, но остро стоит вопрос качества проведения инспекционных проверок. И в этой ситуации нужны обучающие семинары как теоретические, так и практические с выездом на жилые дома. Все предложения, которые поступают от органов муниципального жилищного контроля, внимательно изучаются с целью оказания им оперативной и действенной помощи, с этой целью на сайте Комитета создан раздел «В помощь муниципалитетам». Сегодня деятельность органов муниципального жилищного контроля позволяет на местах объективно решать злободневные вопросы жителей, Администрациям «держать руку на пульсе», знать фактическое состояние дел и принимать своевременные, должные меры, упреждать обращения жителей о существующих проблемах в органы власти. К сожалению не все руководители муниципалитетов понимают свою роль и ответственность. В таких случаях Комитет принимает все меры по побуждению к исполнению требований законодательства в сфере ЖКХ, включая административные. 5. Общественный контроль. Во исполнение 600-го Указа Президента Российской Федерации в апреле 2013 года между Правительством Республики Башкортостан и некоммерческим партнерством содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» подписано соглашение о взаимодействии. В соответствии с данным соглашением в республике создан Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан, деятельность которого координируется Национальным центром общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, созданном при участии Некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. По поручению Президента республики для усиления общественного контроля и взаимодействия с организациями осуществляющими надзор и контроль в сфере ЖКХ в Положение о Государственном Комитете внесены изменения наделяющие Комитет полномочиями по созданию межведомственных советов. При Комитете создан Координационный совет по взаимодействию надзорно-контрольных органов и общественного контроля. Для реализации данного проекта подписано соглашение между Комитетом и Региональным Центром общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан, руководитель которого Дубовский Анатолий Николаевич избран заместителем председателя Координационного совета. Состав Координационного совета сформирован, в него вошли представители надзорных и контрольных органов, в том числе Прокуратуры и МВД, муниципальных образований, управляющих организаций, ТСЖ, представители общественного контроля, Домовых комитетов и Советов многоквартирных домов. В рамках реализации соглашения предусмотрена координация по организации взаимодействия Центра и органов муниципального жилищного контроля, проведение совещаний, семинаров, создание совместных комиссий и рабочих групп, формирование сети общественных инспекторов из числа инициативных собственников помещений многоквартирных домов. Принят План работы совета, которым предусмотрено в IV – м квартале рассмотреть вопросы о создании советов по общественному и муниципальному контролю при главах администраций муниципалитетов. Региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан начал работу. На 4 квартал запланировано формирование центров общественного контроля при Администрациях муниципальных образований и формирование сети общественных инспекторов. Ведется подбор граждан – активистов, лидеров, как правило, из состава советов домов, которые и составят основу общественных инспекторов в советах по общественному и муниципальному контролю на местах. В их состав войдут и представители иных общественных организаций в сфере защиты прав потребителей. По оценке Общественной Палаты Российской Федерации, Республика Башкортостан занимает передовые позиции по организации системы общественного контроля и взаимодействия надзорных органов, и этот передовой опыт следует перенимать субъектам Российской Федерации. 6. Взаимодействие с надзорными и контролирующими органами.
В целях эффективного осуществления надзорных функций, полного, объективного рассмотрения обращений граждан Госкомитетом заключены Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Министерством внутренних дел, Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан, Федеральной антимонопольной службой и Инспекцией Государственного строи тельного надзора по Республике Башкортостан. Только в 2013 году более ста проверок проведены Госкомитетом совместно с республиканскими органами Прокуратуры и по результатам проверок в защиту прав граждан 128 материалов о противоправных действиях направлены для принятия мер в правоохранительные органы. Ежегодно в республике выполняются большие объемы работ по адресным программам капитального ремонта – республиканским и с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В этих программах: - Контроль за целевым и эффективным использованием средств возлагается на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан – участников Программы. - Контроль за соблюдением правил ремонта многоквартирных домов и качеством выполняемых при этом работ возлагается на Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан – участников Программы. Так, в 2013 году республиканская программа предусматривает ремонт в 203 многоквартирных домах, адресная программа с привлечением средств Фонда – 51 дом. В Прокуратуре республики проведено заседание межведомственной рабочей группы, по итогам которой разработан График проверок выполнения капитального ремонта, Контрольно-счетной палатой издано распоряжение и начаты проверки совместно с Госкомжилнадзором, Министерством внутренних дел и республиканской прокуратурой. Проверками охвачены как объекты 2013 года, так и жилые дома, где ремонт выполнен ранее, в 2011 - 2012 годах, всего 284 дома. И это комплексные проверки, где выявляются нарушения по качеству, отступления от технологии производства работ, несоответствие объемов выполненных работ выделенным средствам. 7. Разъяснительная работа Госкомитета.
На сайте Комитета ежеквартально размещается информация об управляющих организациях, осуществляющих деятельность с нарушением действующего жилищного законодательства. Этот список формируется по результатам анализа – сколько жалоб поступило о неудовлетворительной работе компании, сколько нарушений приходится на одно выданное предписание, раскрытие на сайте стандарта раскрытия информации, как налажена работа по устранению нарушений, отраженных в предписаниях, учитывается тяжесть выявленных нарушений и применение статей кодекса об административных правонарушениях. На сайте также размещается информация и об управляющих организациях, деятельность которых заслуживает положительной оценки. Она полезна собственникам, которые могут сравнить результаты работы управляющих компаний и принять правильные решения: потребовать улучшения их работы или выбрать другую компанию (другой способ управления многоквартирным домом). Также на сайте Комитета внедрена функция «Жители оценивают деятельность управляющей организации и ТСЖ» целью которой является оценка работы управляющих организаций и ТСЖ самими жителями. Оценка производится по 5 основным показателям: качество услуг, оперативность, прозрачность деятельности, качество обслуживания, вежливость. Оценку дали более 300-т жителей. По итогам данных оценок ежеквартально Комитетом подводится рейтинг работы управляющих организаций и ТСЖ. Это очень действенный инструмент, позволяющий увидеть слабые стороны в их деятельности. Для помощи собственникам многоквартирных домов на официальном сайте Комитета открыта новая рубрика «В помощь жителю». Цель создания данной рубрики является предоставление жителям республики разъяснений по проблемным вопросам, возникающим по обслуживанию дома. Данная рубрика осуществляет роль «справочника» для жителей. В ней освещаются наиболее часто возникающие вопросы жителей по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома. И эта рубрика популярна у жителей, нашли ответы на вопросы более 3000 жителей. По оценке Ассоциации контрольных и надзорных органов в сфере ЖКХ (АКНОР ЖКХ), сайт Госкомжилнадзора РБ признан одним из лучших сайтов государственных жилищных инспекций и органов государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации. 8. Предложения по совершенствованию действующего жилищного законодательства. Ряд вопросов требуют решения на федеральном уровне. 1. До настоящего времени конкурентная среда в сфере ЖКХ не сложилась. На территории городов и районов действуют управляющие компании – монстры, в управлении которых находятся сотни жилых домов с общей площадью миллион и более квадратных метров. Такие управляющие компании просто не в состоянии дойти до каждого дома, до каждого собственника. Это костная, неповоротливая система, которая ставит перед собой только одну цель – извлечение наибольшей прибыли, без учета законных интересов собственников. Необходимо законодательно разрушить эту монополию, определить верхний порог площади домов, управляемых одной управляющей компанией (200 – 300 тысяч квадратных метров) и прописать это законодательно четче, чем это изложено в 75-м постановлении Правительства Российской Федерации. 2. Сейчас собственники на общих собраниях часто принимают решение о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом. Но ресурсоснабжающие организации противодействуют заключению прямых договоров на поставку ресурсов. Необходимо законодательно установить административную ответственность за такие действия. 3. При выборе собственниками непосредственного способа управления многоквартирным домом, заключается договор на обслуживание и ремонт со специализированной организацией, но кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность обслуживающих организаций за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов не предусмотрена (ответственность возлагается на организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, или на собственников помещений в таком доме – это судебная практика). Необходимо устранить этот пробел в законодательстве.
Развивая конкуренцию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, создавая рынок управляющих организаций, нам для качественного управления многоквартирными домами необходимо наличие активных граждан. Без них невозможен двухсторонний полноценный диалог между собственником и управляющей организацией. Должен быть не только качественный исполнитель, но и качественный заказчик коммунальных услуг, который сможет и правильно поставить задачу, и проконтролировать ее исполнение надлежащим образом. Завершая выступление, еще раз подчеркну: Задача на ближайшее время – это создание и организация взаимодействия широкой сети всех форм контроля в сфере ЖКХ, с активным участием общественности, что напрямую связано с исполнением 600-го Указа Президента России, что позволит снять напряженность в обществе и укрепить доверие к власти. Благодарю за внимание.