Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору

Доклад председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору И.Г. Замалетдинова в г. Ишимбай

23 Мая 2014
22
2
Уважаемые участники зонального заседания!

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору осуществляет государственный жилищный надзор над органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными лицами по соблюдению ими жилищного законодательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493. 
Следует признать, улучшение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг идет медленно, по сравнению с  ежегодным ростом тарифов. Уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг, качество управления жилищным фондом не соответствуют обоснованным требованиям жителей  и порождает многочисленные жалобы в надзорные и контролирующие органы. 
В ходе инспекционных проверок за 2013 и  текущий период 2014 года выявлено более 57 тысяч нарушений по технической эксплуатации жилищного фонда, правилам пользования жилыми помещениями и обеспечению коммунальными услугами, вынесено более 1800 постановлений о назначении административных штрафов на сумму 35 миллионов рублей. Управляющие организации по выданным предписаниям на устранение выявленных нарушений произвели работы на сумму более 700 миллионов рублей, и эти деньги вернулись на конкретные дома. 
Произведен перерасчет гражданам платы за жилое помещение и коммунальные услуги на сумму 61 миллион рублей. Кроме этого, 150 проверок проведены Госкомитетом совместно с республиканскими органами Прокуратуры в защиту прав граждан и 170 материалов проверок о противоправных действиях направлены для принятия мер в органы Прокуратуры и Министерство внутренних дел. 
Только в 2014 году совместно с республиканскими органами прокуратуры и Контрольно-счетной палаты нами проведено 39 совместных проверок предприятий ЖКХ.
Обращения граждан. Ежегодно отмечается рост числа обращений, поступающих в Госкомитет республики по жилищному надзору, в 1,3 раза.
Каждое второе обращение – о неудовлетворительной работе управляющих организаций, недостаточной разъяснительной работе по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, планирования и выполнения ремонтных работ.
Жители активно стали пользоваться сетью Интернет, на сайт Госкомитета поступают обращения из всех районов и городов республики.
Две трети от общего числа поступающих обращений – это обращения жителей города Уфы. Традиционно жители столицы более активны¸ и справедливо требуют качества предоставления  жилищно-коммунальных услуг соответствующего статусу столицы республики.
В то же время и жители других районов и городов становятся активными, требуют неукоснительного соблюдения договорных отношений от управляющих организаций как по объемам предоставляемых услуг, так и по срокам выполнения ремонтных работ и устранения аварийных ситуаций. В 2013 году в Госкомитет поступило 12499 обращений, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2012 года.
Статистика показывает, из поступивших обращений:
51% - по вопросам управления жилищным фондом (неудовлетворительной работы управляющих компаний) и ненадлежащего содержания общего имущества;
29% – по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
11% - по нарушениям при предоставлении коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, отопление, канализация, электро – газоснабжение);
9% – о переустройствах и перепланировках и другие вопросы.
За 4 месяца 2014 года в Государственный комитет поступило 3372 обращения.
Анализ показывает:
Как в 2013, так и в 2014 году не поступало обращений от жителей Стерлибашевского района.
Гафурийский район: в 2013 году поступило 14 обращений, а в 2014 году поступило всего одно обращение.
Небольшое число обращений поступает от жителей Аургазинского,  Кугарчинского, Куюргазинского, Федоровского районов. Это показатель должной работы руководителей администраций районов и управляющих организаций, которые организовали работу на местах, в плановом порядке устраняют неисправности конструкций и инженерных систем жилых домов, жители получают необходимую информацию о сроках планируемых и выполняемых ремонтных работ.
Много поступает обращений от жителей городов Стерлитамак, Салават, Мелеуз (0,85 – 1,17 обращений за 2013 год в расчете на 1000 жителей), чуть меньше от жителей городов Ишимбай, Кумертау (0,39 – 0,46 обращений на 1000 жителей) Но это много, для сравнения, в Бирске этот коэффициент 0,13, Янауле, Туймазах – 0, 22.
И отмечен рост обращений в 2014 году по сравнению с прошедшим годом в городах Стерлитамак, Салават, Ишимбай – до 2-х раз, а в Кумертау и Стерлитамакском районе – в 2 раза! 

Информирую Вас о состоянии дел по вопросам, вынесенным в повестку дня заседания.

Первое. О работе органов муниципального жилищного контроля.
Органы муниципального жилищного контроля созданы во всех районах и городах республики, их численность составляет 102 человека.
Главнейшая на сегодня задача – это добиться эффективности их работы, чтобы Вам, руководителям Администраций муниципальных районов и городских округов, муниципальные жилищные инспекторы стали первыми помощниками в решении широких полномочий в жилищной сфере деятельности! 
Для этого им нужно создать условия. Со стороны Госкомитета необходимые действия принимаются: проводятся обучающие семинары, даем консультации, правовое сопровождение по возникающим вопросам. Муниципальные жилищные инспекторы участвуют в проверках с госжилинспекторами Госкомитета, перенимают практические навыки организации проверок и оформления их результатов. Должную активность проявляют муниципальные инспектора всех городов и Гафурийского района. Регламент взаимодействия утвержден и направлен во все муниципалитеты. 
Но усилия по становлению органов муниципального жилищного контроля со стороны муниципалитетов следует признать недостаточными. Сколько мы раз говорили, что муниципальный жилищный инспектор должен быть с удостоверением, с личной печатью, где должна быть прописана должность, пусть  двойная, через тире – муниципальный жилищный инспектор.
На сегодня из присутствующих районов, городов – ни у одного муниципального жилищного инспектора печати нет. Как следствие – низкая эффективность работы.
Обращения рассматривают (Салават – 109 за 2014 год, Стерлитамак – 85, Ишимбай – 73, Мелеуз – 64), выдают предписания (Ишимбай – 94, Салават – 12, Стерлитамак – 7), но материалы по неисполнению предписаний ни одно не составлено, административный протокол составлен всего один, в Стерлитамаке.
Стерлитамакский район: сегодня муниципального жилищного инспектора нет, объявлен конкурс на замещение должности.
Куюргазинский район: муниципальный жилищный контроль возложен на заместителя главы сельского поселения – видимо, до муниципального жилищного контроля у ней руки не доходят – все показатели работы нулевые. Как и в Стерлибашевском районе, где ведущий специалист по муниципальному земельному и жилищному контролю, все усилия прикладывает к земельному контролю, до муниципального контроля руки не дошли!
Не лучше ситуация и в Аургазинском районе, где муниципальный контроль возложен на специалиста – это не муниципальный жилищный инспектор! – и на заместителя главы администрации сельского поселения.
Еше раз подчеркну важность органов муниципального жилищного контроля: они рассматривают обращения граждан и  заявитель понимает: его вопрос решил муниципалитет, и по вопросам местного значения именно к нему нужно обращаться. Есть у муниципальных жилищных инспекторов полномочия и по контролю за состоянием придомовых территорий, за подготовкой к отопительному периоду, за качеством предоставления услуг ресурсоснабжающими организациями, они должны принимать участие в работе административных комиссий, могут быть членами и даже председателями этих комиссий.
А фактически в районах и городах «Южного куста» ни один муниципальный жилищный инспектор не является членом административной комиссии. По вопросам соблюдения Правил благоустройства поселений рассмотрено 3 административных дела в Салавате, а в остальных районах – не рассмотрено ни одного дела. Посмотрите на состояние жилых домов, придомовых территорий – нарушений десятки, сотни, муниципальный жилищный инспектор должен и свою заработную плату оправдать, и еще немалый доход в бюджет района, города принести, к сожалению, этого нет.
Полномочия этих органов широкие – это составление протоколов по статьям кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, статьям 7.21, 7.22, 7.23 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (это незаконные перепланировки, нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений, некачественное обеспечение населения коммунальными услугами), и так далее. Будут они участвовать и в комиссиях по проверке качества работ при выполнении капитального ремонта домов – что очень важно в условиях масштабных объемов работ предстоящих по всей республике.
В целях активизации работы органов муниципального жилищного контроля, мы проводим их обучение и сейчас поэтапно их полномочия расширяются. 
Государственным комитетом республики выдвинута законодательная инициатива по внесению изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в части расширения полномочий органов муниципального жилищного контроля, распространив их на весь жилищный фонд, находящийся на территории муниципального образования.

Второе. О создании и деятельности Центров (Советов) общественного контроля в сфере ЖКХ на местах и заключении Соглашения о взаимодействии с региональным Центром общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в республике создан региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан, руководителем которого назначен Анатолий Николаевич Дубовский.
В целях организации эффективной работы по консолидации всех общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей в сфере ЖКХ, проведения просветительской работы среди населения и по другим направлениям,  Правительством Республики Башкортостан в адрес глав Администраций муниципальных районов и городских округов республики направлено письмо о заключении Соглашения о взаимодействии между Администрацией муниципального района (городского округа) и региональным Центром общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан.
Один из вопросов, связанный с реализацией 600-го Указа Президента был рассмотрен на коллегии Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору 10 апреля, и принято Решение, которое незамедлительно было направлено в Ваш адрес:
Пункт 3: Рекомендовать Администрациям муниципальных районов и городских округов республики завершить формирование Советов общественного контроля при Администрациях до 5 мая 2014 года. 
Сегодня 23 мая. Какое же состояние дел? По республике более чем в 30 районах и городах Центры общественного контроля созданы, Соглашения о взаимодействии заключены. И сейчас главная задача – организовать их работу
По «Южному кусту»: 
Соглашение с региональным Центром подписано, Муниципальный Центр создан, руководитель Центра избран в Кумертау, Салавате, Гафурийском и Стерлитамакском районе.
Стерлитамак: Соглашение в стадии подписания, приняты принципиальные решения по созданию Центра.
Ишимбай: Соглашение подписано, Центр не создан.
Стерлибашевский район: Соглашение не подписано, Центр создан.
Мелеузовский район: Соглашение не подписано, решение по созданию Центра принято.
Аургазинский район: Соглашение не подписано, создан Общественный совет по проблемам ЖКХ  при главе сельского поселения Толбазинский сельсовет.
И в трех районах совершенно никакая работа в этих направлениях не ведется. Это районы Кугарчинский, Куюргазинский, Федоровский.
Выездные мероприятия, которые начаты сегодня, будут организованы еще в 4-х кустах и завершатся 17 июня в Уфе, после чего проведем завершающее мероприятие на уровне Правительства Республики Башкортостан и Государственного Собрания – Курултая республики в Стерлитамаке с «разбором полётов».  По тем районам, где наблюдается бездействие, выводы будут серьезные.
Не могут до сих пор некоторые главы Администраций понять, что Центры общественного контроля – это их первые помощники, если это общественное движение организовать и правильно направлять, развивать сотрудничество. И не обойтись без координирующей роли регионального Центра, которым руководит Анатолий Дубовский. Следует сказать, что в республике решен вопрос по целевому финансированию деятельности Центра, чего нет практически ни в одном субъекте Российской Федерации. Есть финансирование – есть и активная просветительская работа, выделяются помещения, только в этом году обучающими семинарами охвачено более 5000 человек – председателей советов многоквартирных домов, Домовых комитетов, инициативных групп.
Дадим слово Анатолию Николаевичу – он более подробно расскажет о работе Центра и в чем Ваша несработка.
Третье. О применении Примерного договора управления многоквартирным домом. 
Поступающие в Госкомитет обращения граждан, инициативных групп, советов многоквартирных домов, Домкомов свидетельствуют о том, что многие управляющие компании предлагают собственникам к подписанию договора, текст которых прямо или косвенно ущемляют права и законные интересы собственников и дают управляющим компаниям свободу действий, не всегда направленную на соблюдение баланса интересов сторон, подписывающих договор. Управляющие организации предлагают к заключению договор управления многоквартирным домом, отличный от Примерного договора управления, количество Приложений – неотъемлемой части договора – сокращено. Протоколы разногласий к предлагаемому договору, предложения о принятии Примерного договора управления многоквартирным домом – игнорируются.
В этих условиях Гокомитет настоятельно призывает как собственников помещений многоквартирного дома, так и руководителей организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, заключать Примерный договор управления многоквартирным домом.
В Кумертау многие договора уже заключены по установленной форме, активная разъяснительная работа по заключению Примерного договора управления ведется в Ишимбае, Стерлитамаке, Мелеузе и Салавате, во всех районах «южного куста», за исключением районов Аургазинский и Федоровский, которыми информация не предоставлена.
При проверках мы обратим особое внимание на заключение договоров управления  в этих районах.  

15 мая в Уфе проведен обучающий семинар с участием Ирины Петровны Маликовой, руководителя «Жилкомаудит». Речь шла о регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами, где целый раздел был посвящен договору управления многоквартирным домом. Подчеркнуто, что многие вопросы отношений между собственниками и управляющими компаниями встанут на свои места, если в договоре управления будут четко прописаны разделы: 
-   Условия о порядке предоставления отчетности Управляющей организацией;
-      Условия о сдаче-приемке выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе порядка признания работ выполненными;
-    Условие о порядке осуществления контроля за выполнением Управляющей организацией её обязательств по Договору управления и порядке регистрации факта нарушения условий Договора управления.


Уважаемые участники заседания! 
Задача эффективного управления многоквартирными домами, надлежащей эксплуатации объектов жилищно-коммунального комплекса сложная, но вполне выполнимая при условии слаженной работы Администраций городских округов и муниципальных районов республики, управляющих организаций и предприятий – поставщиков коммунальных ресурсов.
Государственный комитет при выявлении нарушений действующих жилищных нормативов выдает предписания с короткими, но реальными сроками устранения нарушений, и следует помнить, что за каждым обращением, из какого бы района или города оно не поступило, стоят живые люди,  справедливо требующие обеспечить им комфортные, благоприятные условия проживания.
Для координации действий по решению этих вопросов мы здесь сегодня и проводим выездное мероприятие.  
Сегодня созданы все необходимые условия для исполнения Закона Республики Башкортостан от 3 июля 2012 года № 551-з «Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан», всеми участниками жилищных отношений.  Закон небольшой, всего 6 страниц,  его нужно знать и исполнять, законом определены полномочия Правительства Республики Башкортостан, основные направления деятельности республиканских органов исполнительной власти, в том числе по соблюдению условий договоров между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией, товариществами, кооперативами.
Обязателен к исполнению и закон Республики Башкортостан от 2 декабря 2005 года № 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан», который разграничивает компетенцию республиканских органов государственной власти в области жилищных отношений и регулирует другие вопросы в жилищной сфере.

В целях соблюдения баланса интересов исполнителей и потребителей коммунальных услуг нами направлены законодательные инициативы в федеральные органы, которые были учтены при подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
(16 марта был внесен в Государственную Думу Российской Федерации)
Законопроект направлен, в первую очередь, на защиту добросовестных потребителей жилищно-коммунальных услуг. В частности, документом упрощается процедура проведения собрания собственников жилья (очно-заочная форма) и предоставляется право управляющим компаниям давать скидки тем гражданам, которые платят за услуги заранее.
Кроме того, законопроектом предусмотрена норма, направленная на ужесточение ответственности управляющих организаций. За оказание некачественных услуг или некорректный расчет платежа, они обязаны будут заплатить штрафы в пользу потребителя. (15% от величины превышения неправильно рассчитанной платы и 30 % от величины платы в случае ненадлежащего качества предоставления коммунальных услуг.)
Наряду с этим, законопроектом предусмотрены меры по борьбе со злостными неплательщиками. Речь идет об увеличении размера пени за каждый день просрочки платежа спустя три месяца после возникновения долга.
Это меры жесткого государственного регулирования и всем участникам жилищных отношений нужно быть к этому готовым.

Благодарю за внимание.