Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору

Доклад председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору И.Г. Замалетдинова на заседании Правительства Республики Башкортостан под председательством Президента Республики Башкортостан Р.З.Хамитова

15 Мая 2014
11
0
Вопрос рассматриваемый на заседании: «Об итогах надзорных мероприятий по контролю качества предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах».
 
Уважаемый Рустэм Закиевич, уважаемые члены Правительства Республики Башкортостан, приглашенные!
 
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору осуществляет государственный жилищный надзор над органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными лицами по соблюдению ими жилищного законодательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493.
 
Применение управляющими и ресурсоснабжающими компаниями на практике Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, вызвало повышение совокупной платы граждан за коммунальные услуги. В свою очередь это привело к росту количества обращений граждан. В целях недопущения развития негативной ситуации в феврале 2013 года вопросы предоставления коммунальных услуг рассмотрены на заседании Правительства Республики Башкортостан. По итогам, которого принято Распоряжение (№ 227-р) от 11 марта 2013 года о проведении мероприятий по мониторингу и ограничению роста платы. Кроме того постановлением Правительства (№ 311) от 15 июля 2013 года с целью ограничения роста совокупной платы за коммунальные услуги из бюджета Республики Башкортостан выделены средства на выплату компенсаций гражданам. А с января 2014 года введена адресная социальная выплата (по заявлению граждан).
Результаты проводимых нами проверок и анализ ситуации по оплате жилищно-коммунальных услуг доводится до органов исполнительной власти и местного самоуправления для своевременного принятия мер, что позволяет держать ситуацию под контролем.
Как положительный пример, хочу отметить, что надзорная деятельность Госкомитета во взаимодействии с муниципалитетами дает положительные результаты. В последние годы отмечается снижение числа обращений граждан, связанных с началом отопительного периода и пуском тепла. Это связано с тем, что в муниципальных образованиях республики для комфортного проживания граждан в многоквартирных домах отопительный сезон начинается ранее сроков, предусмотренных нормативными документами. Кроме того, в городах республики реализуются программы модернизации сетей горячего водоснабжения, восстанавливаются циркуляционные линии, что позволяет повысить качество предоставленных услуг. 
Однако, мероприятия по улучшению качества предоставления жилищных и коммунальных услуг в муниципальных образованиях республики проводятся медленно.
Вопросы качества предоставления коммунальных услуг, правильности начисления платы особенно волнуют жителей наряду с уровнем предоставления жилищных услуг и качеством управления жилищным фондом. Только за 2013 год и 4 месяца текущего года поступило около 16 тысяч обращений.
Из них 12 процентов обращений поступило на качество предоставления коммунальных услуг.
 
За данный период по результатам проверок управляющих организаций выявлено 57600 нарушений, из них более 16 тысяч, или 28% - по предоставлению коммунальных услуг, где больше всего нарушений по отоплению и горячему водоснабжению.
По результатам инспекционных проверок управляющим и ресурсоснабжающим организациям выдано 3400 предписаний на обеспечение качественного предоставления коммунальных услуг, составлено 247 административных протоколов на сумму более 1,5 миллиона рублей.
Гражданам произведен перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе ненадлежащего качества на общую сумму 64 миллиона рублей.
В 2014 году число обращений по вопросам качества предоставления услуг и начислений платы за коммунальные услуги резко возросло, после того как жители домов получили квитанции на оплату услуг, где увеличилась стоимость горячей воды, в связи с применением 2-х компонентного тарифа.
В 2012 году на федеральном уровне внесены изменения в «Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Введен новый порядок предусматривающий установление двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение, тем самым изменился порядок расчета платы потребителей за эту коммунальную услугу.
Минрегионразвитию России поручено внести изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (306-е Правила), предусматривающих, в том числе, порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, и в 354-е Правила, предусматривающие порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из двухкомпонентных тарифов.
Однако, на сегодняшний день данные изменения отсутствуют.
В целях сохранения преемственности уровня платежей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и в целях недопущения неопределенности при применении утвержденных в установленном порядке двухкомпонентных тарифов уполномоченными органами субъектов Российской Федерации разработаны рекомендации временного характера расчета платы за горячую воду с учетом установленного ограничения роста уровня платежей граждан за коммунальные услуги не выше предельного индекса 12 %.
Правомерность принятия субъектами Российской Федерации таких рекомендаций сегодня подтверждена судебной практикой.
В 2012-2014 годах в других субъектах Российской Федерации, в том числе соседних Республике Татарстан, Самарской и Саратовской областях сложилась правоприменительная практика перехода на новый порядок ценообразования за горячую воду, предусматривающая установление субъектами Российской Федерации временных нормативов на подогрев воды (для организаций коммунального комплекса) или применение в расчетах за горячее водоснабжение нормативов, установленных органами местного самоуправления. Эти меры позволили им законодательно установить предельное количество тепловой энергии на подогрев воды.
Для решения данного вопроса Государственным комитетом РБ по жилищному надзору проведено совещание с руководством Государственного комитета РБ по тарифам, где принято решение о разработке в кратчайшие сроки временных нормативов на подогрев воды (для организаций коммунального комплекса).
Правительством Российской Федерации в свете последних изменений внесенных в Жилищный кодекс утверждены основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Средний индекс для Республики Башкортостан на 2014 год утвержден в размере 6 %, которые вступят в действия с 1 июля 2014 года.
На Госкомитет возложено осуществление государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Уполномоченный же орган будет обязан осуществлять ежемесячно мониторинг соблюдения предельных индексов.
 
Проведенный анализ по результатам проверок проведенных в 2014 году свидетельствует о росте совокупной платы граждан, проживающих в отдельных многоквартирных домах в городах республики выше установленного ограничения в 12 %.
Переход на новый порядок оплаты коммунальной услуги горячего водоснабжения требует от муниципалитетов, управляющих и ресурсоснабжающих организаций проведения организационных и технических мероприятий, широкой разъяснительной работы среди населения, домкомов, советов многоквартирных домов, инициативных групп.
Жители не получают необходимых разъяснений от управляющих и обслуживающих организаций, недостаточность разъяснительной работы по вопросам оплаты коммунальных услуг и не упорядоченность договорных отношений между исполнителями и потребителями по оплате коммунальной услуги горячее водоснабжение, это одна из основных причин вызывающая недовольство нашего населения.
 
Приведу еще один пример.
В наш адрес поступили обращения жителей 6 многоквартирных домов города Стерлитамака по вопросу начисления платы за коммунальные услуги.
Проверка показала, что ресурсоснабжающая организация «Стерлитамакские Тепловые сети» начисляла плату за тепло и горячую воду в нарушение требований постановлений № 307 и № 354. Незаконно начислено жителям 186 тысяч рублей, так как нарушен порядок определения размера платы. Вся сумма возвращена жителям по предписаниям.
 
По результатам проверок
Госкомитетом в отношении управляющих и ресурсоснабжающих организаций принимаются административные меры, выдаются предписания на ограничение роста платы за коммунальные услуги. По фактам выявленных нарушений материалы проверок направляются в правоохранительные органы и для принятия мер в органы исполнительной власти и муниципалитеты.
 
Уважаемый Рустэм Закиевич, уважаемые члены Правительства!
 
В целях соблюдения баланса интересов исполнителей и потребителей коммунальных услуг нами направлены законодательные инициативы в федеральные органы, которые были учтены при подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
Законопроект направлен, в первую очередь, на защиту добросовестных потребителей жилищно-коммунальных услуг. В частности, документом упрощается процедура проведения собрания собственников жилья (очно-заочная форма) и предоставляется право управляющим компаниям давать скидки тем гражданам, которые платят за услуги заранее.
Кроме того, законопроектом предусмотрена норма, направленная на ужесточение ответственности управляющих организаций. За оказание некачественных услуг или некорректный расчет платежа, они обязаны будут заплатить штрафы в пользу потребителя. (15% от величины превышения неправильно рассчитанной платы и 30 % от величины платы в случае ненадлежащего качества предоставления коммунальных услуг.)
Наряду с этим, законопроектом предусмотрены меры по борьбе со злостными неплательщиками. Речь идет об увеличении размера пени за каждый день просрочки платежа спустя три месяца после возникновения долга.
Это меры жесткого государственного регулирования и всем участникам жилищных отношений нужно быть к этому готовым.
Для этого необходимо постоянно вести надзорные и контрольные мероприятия за соответствием качества и объема предоставления коммунальных услуг, проводить мониторинг начисления платы гражданам за коммунальные услуги.
Прошу поддержать перечень поручений вынесенных на заседание Правительства Республики Башкортостан.
 
Доклад закончен.