Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору

О результатах проверки правомерности корректировки платы за отопление, произведенной ООО «БашРТС» в 2020г

24 Апреля 2020
326
0

Речь идет о корректировке платы за отопление, произведенной в январе 2020 года по итогам 2019г., за тот период, когда плата за отопление еще начислялась равномерно в течение года. Такая корректировка обязательно должна была быть произведена согласно требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила).

Информация о проведенной корректировке платы за отопление в разрезе каждого дома была размещена ООО «БашРТС» на официальном сайте организации.

Результаты ежегодной корректировки были следующие:

- возврат в пользу граждан произведен в 5535 домах, на сумму 1, 044 млрд. руб.

- доначисление платы жителям 494 домов, на общую сумму 72 млн. рублей.

Согласно решению, принятому на совещании в Правительстве Республики Башкортостан, в январе 2020 г. проведен комиссионный осмотр многоквартирных домов, жителям которых произведена корректировка платы за отопление с доначислением, на предмет исправности и корректности работы общедомовых приборов учета тепла, с участием представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору, ресурсоснабжающей организации ООО «БашРТС», управляющих организаций, представителей общественности.

В то же время, на основании предоставленных ООО «БашРТС» и управляющими организациями документов, Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору в период с января по апрель 2020 г. произведены проверочные расчеты правильности начисленной корректировки платы за отопление за 2019 год по 494 многоквартирным домам, в которых корректировка платы за отопление привела к увеличению платы граждан. При необходимости так же проводились дополнительные выездные осмотры домов.

Госкомитетом выявлены типовые ситуации, которые привели к увеличению платы за отопление.

В некоторых случаях при осмотре общедомовых приборов учета выявлены нарушения в их работе, управляющим организациям предписано устранить выявленные нарушения. Так же имели место быть случаи, когда показания общедомовых приборов учета тепловой энергии не передавались управляющими организациями в ООО «БашРТС». В данных случаях ресурсоснабжающей организации было рекомендовано произвести корректировку начислений с учетом архивных данных и показаний приборов учета прошлых лет.

Выявлены многоквартирные дома, в которых смонтированы приборы учета, учитывающие расход тепловой энергии на отопление или горячее водоснабжение двух и более зданий, которые по Правилам не могут быть приняты к учету и плата должна предъявляться по нормативу. Однако, мы рекомендовали ООО «БашРТС» принять к учету показания многодомовых приборов учета до момента установки ОДПУ отдельно в каждом доме, а также при проведении корректировки размера платы за отопление за 2019 год, а не рассчитывать размер платы по нормативу. В этом вопросе ООО «БашРТС» пошло навстречу, рекомендация исполнена.

В ряде многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами, при расчете размера корректировки платы за отопление учтен объем тепловой энергии, поставленный в дом в неотопительный период. В этом вопросе есть определенные пробелы в законодательстве и ООО «БашРТС» ведет работу по установлению порядка начисления платы за отопление в домах, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами, в том числе, через обращения в Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации.

По ряду домов показатель «часовой расход теплоносителя», зафиксированный общедомовым прибором учета тепловой энергии, превышал нагрузку, предусмотренную договорами теплоснабжения.

Повышенный расход теплоносителя является одним из показателей, который влечет увеличение расхода тепловой энергии, потребленной МКД. Причиной тому могут быть как неотрегулированность системы теплоснабжения дома, так и некорректность работы расходомеров узла учет тепловой энергии.

По данному вопросу в адрес ресурсоснабщающей организации и в управляющие организации направлены предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно недопускать подобных случаев и своевременно принимать меры по приведению показателей теплоснабжение в соответствие с нормами.

При расчетах корректировки платы за отопление по некоторым домам использовались неактуальные базы данных о площади нежилых помещений, применены неверные показания приборов учета, применены показания неисправных приборов учета, выявлены случаи нарушения установленного порядка определения размера платы.

Все эти ситуации проработаны совместно с ресурсоснабжающей организацией, во многих вопросах найдено взаимопонимание.

По итогам данной работы ООО «БашРТС» жителям 211 многоквартирных домов произведен перерасчет (возврат) на общую сумму 25 014 897,21 руб.

В частности, жителям 141 многоквартирных домов г. Уфы возвращено 19 225 836 руб., жителям 24 многоквартирных домов г. Стерлитамак возвращено 2 952 981, 42 руб., жителям 29 многоквартирных домов г. Нефтекамска возвращено 2 340 087 руб., по г. Благовещенск – 731 769 руб. (4 дома). Подробная информация в разрезе каждого дома представлена в таблице (ссылка на таблицу).

Важно отметить, что в ходе проверки выявлено много случаев, когда внутренние системы теплоснабжения домов находились в неудовлетворительном состоянии. Данный вопрос находится в зоне ответственности управляющих компаний, как и работоспособность общедомовых приборов учета. Многие дома имеют низкую энергоэффективность, в них не соблюдаются элементарные правила энергосбережения. Управляющим компаниям необходимо более ответственно подходить к этим вопросам, чтобы жители платили ровно за тот объем тепла, который они потребили.

В целом, по итогам данной масштабной работы прорабатывается ряд решений, нацеленных на повышение прозрачности начислений за отопление.

В условиях перехода на прямые договоры необходимо проведение верификации технических характеристик многоквартирных домов и формирование единой базы данных, которой смогут пользоваться все ресурсоснабжающие и управляющие организации при расчетах платы за коммунальные ресурсы.

Так же в настоящее время изучается возможность создания единого независимого муниципального или регионального оператора, с функциями установки и надлежащей эксплуатации ОДПУ. С таким предложением выступило ООО «БашРТС». Данная схема позволит внедрить автоматизированную систему технического и коммерческого учета тепловой энергии и ГВС и повысить прозрачность начислений в сфере теплоснабжения.

В случае непредставления показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии управляющими организациями, ресурсоснабжающим организациям необходимо обеспечить снятие архивных данных показаний общедомовых приборов учета для расчёта размера платы исходя из фактических показаний. Данные требования доведены до ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и ТСЖ. Эта работа уже организована и ведется.

Так же управляющим организациям предписано усилить контроль за надлежащей эксплуатацией общедомовых приборов учета тепловой энергии.

Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору будет продолжена работа по контролю за проведением мероприятий по надлежащей эксплуатации, ремонту и наладке общедомовых приборов учета тепловой энергии, в том числе по многоквартирным домам, где ранее были выявлены замечания. Особое внимание этому вопросу так же будет уделено в рамках ежегодной проверки готовности многоквартирных домов к прохождению предстоящего отопительного периода. Эти меры позволят повысить прозрачность в сфере расчетов и начислений платежей за отопление.

  • О результатах проверки правомерности корректировки платы за отопление, произведенной ООО «БашРТС» в 2020г